Сайт: Седачёв.РФ

Vadim V. Sedachioff
Седачёв Вадим Викторович
Советник по МетаСистемному Управлению

Предназначение (Миссия): ЖизнеРечение | ЖРечение
Совершенствование:
Творчество | Мастерство | Здравие
Самореализация: АЖР | Клуб | Команда |
Союз | Служба
Действия:
Биография | Проекты | Клиенты | Контакты

 

( К ) О Г Н И ( Т И В Н О С Т Ь )

 

 

«Поймав людям рыбу, ты накормишь их на

один день, а научив людей ловить рыбу,

ты накормишь их на... всю их Жизнь!»

(Древнее ЖРеческое Правило)

 

 

Дамы и Господа!

 

Как эпистемолог, я периодически провожу (особенно в случаях намертво приклеенных детям ярлыков вроде «неспособности к обучению») в школах практические презентации возможностей интерактивного образования:

 

В одной из школ во время урока в присутствии других учеников и директора мне был представлен мальчик. «Алеша, - начала демонстрацию проблемы учительница, - сколько будет два плюс три?» Мальчик разогнул на одной руке два пальца, на другой - три и через некоторое время (скорее всего, мысленно пересчитав пальцы) произнес: «Пять!» «Правильно, - сказала учительница, - а сколько будет четыре плюс семь?» Мальчик долго загибал и разгибал пальцы, но получить ответ (по понятной причине) так и не смог. «Все дети уже давно используют для счета палочки и другие предметы, - подытожила учительница, - а он как считал исключительно на пальцах, так и считает! Что в такой ситуации можно сделать?» «Мне нужно поговорить с самим ребенком, - сказал я, - вы не возражаете, если мы выйдем с этой целью в коридор?» «Пожалуйста, - пожала плечами учительница, - только я с ним уже сто раз разговаривала!»

 

Я вывел ребенка в коридор, где он сразу пробурчал: «Не сто, а восемь!» «Что, - сделал я вид, что не понял, - восемь?» «Восемь раз, - ответил мальчик, - она со мной разговаривала!» Я посадил «не умеющего считать» ребенка на подоконник (сесть больше было не на что) напротив себя и спросил: «Алеша, а ты сам считаешь себя глупым мальчиком?» «Нет, - буркнул ребенок, - не считаю...» Меня это обрадовало (самооценка Алеши еще не была убита) и я продолжил: «А хочешь, мы всем докажем, что ты - мальчик умный?» «Да, - загорелись глаза ребенка, - а как?» «Пока не знаю, но сейчас мы это выясним - ответил я, - ты знаешь, какое из двух предложенных тебе для сложения чисел больше: четыре или семь?» «Знаю, - почти мгновенно ответил мальчик, - семь!» «А как, - спросил я, - ты это узнал?» «Я... ой, - растерялся Алеша, - не знаю...»

«Ты умный мальчик, - продолжил я, - а раз так, то всегда будешь большим числом, смотри: семь - это ты сам... плюс четыре пальца на твоей руке... Теперь считаем: (дотронувшись до плеча мальчика) семь, (дотрагиваясь до каждого из четырех пальцев мальчика) восемь, девять, десять, одиннадцать... Понял?» «Да, - обрадовался ребенок, - понял!» Минут пять было потрачено на закрепление навыка - решение мальчиком примеров...

После этого я (выяснив, что ребенок знает, как идут друг за другом не только единицы, но и десятки) показал ему, как решаются аналогичным способом двузначные примеры (число разбивается на десятки и единицы, потом в три этапа складываются десятки с десятками, единицы с единицами и их суммы между собой) и минут десять было потрачено на закрепление навыка - решение мальчиком примеров...

 

Вместо того, чтобы говорить ученику, ЧТО ему делать (фрустрируя бессмысленными фразами, типа: «Пробуй еще настойчивее и внимательнее!» или «Повторяй еще усидчивее и старательнее!») и пытаться «взломать» его способность снаружи, гораздо эффективнее (и, как ни странно, проще) узнать, КАК он это делает (какую стратегию Мышления прикладывает к решению задачи) и перестроить его способность изнутри!

 

Я вернул ребенка в класс, мальчик занял привычное место у своей парты, а я начал задавать примеры, с которыми ребенок, хоть и при помощи все тех же пальцев, но справлялся... В процесс оригинально вмешалась учительница: «Надеюсь, это не результат коридорной договоренности?» «Конечно, результат, - улыбнулся я, - так что теперь ваша очередь задавать Алеше примеры!» Учительница задала мальчику несколько примеров (намеренно с выходящей за пределы десятка суммой), но он справился и с ними...

Повисла пауза, заполняя которую, я начал задавать мальчику двузначные примеры... Ребенок решал их долго (в три этапа пересчитывая пальцы), но почти все (в одном сбившись со счета) решил правильно... «Не хотите проверить, - повернулся я к учительнице, - результат коридорной договоренности?» Но она почему-то отвернулась к окну...

Повисла еще одна пауза, заполняя которую, я повернулся к мальчику: «Алеша, сколько будет... сто семь плюс восемь?» Ребенок в ужасе (наверное, число показалось запредельным) посмотрел на меня, а я спокойно напомнил: «Ты же умный мальчик, а значит, большее число - это ты!» Алеша неуверенно отсчитал восемь пальцев и через несколько секунд победоносно произнес... правильный ответ!

Директор (молча сидевшая все это время в конце класса) встала и, направившись к выходу из кабинета, прошла мимо меня, тихо пробурчав: «Вы с ума сошли! Они действия с двузначными числами еще не проходили!»

 

Подозреваю, что подобные «педагоги» вряд ли когда-нибудь поймут, насколько важно именно в образовании стать Творцом и Мастером, чтобы «сойти» с того «ума», который для издевательств над детьми и уничтожения креативно-игровой детской сути весьма дидактично применяют они, ошибочно называя все это образованием...

 

 

Copyright © 1990-2020 by Vadim V. Sedachioff. Registered ® 1993-2020 by Vadim V. Sedachioff. St.Petersburg, Russia.
All Rights reserved - коммерческое (без письменного разрешения) и некоммерческое (без ссылки на источник)
использование материалов Сайта является нарушением зарегистрированных прав и преследуется по Закону!

Design © 2016 by MSPA WorldWide's Wholing Media Studio, St.Petersburg, Russia.